Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский

Печать

Дни памяти:21 августа / 3 сентября и 19 ноября / 2 декабря.


Святитель Варлаам родился в начале XVI века в семье землевладельцев. Предположительно, при крещении он был назван Василием. В синодике Стефано-Махрищского монастыря сохранились сведения, что поминовение святителя совершалось в обители в день его кончины и на память трех святителей. На основании того, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и крестильное, можно сделать вывод, что в миру его звали Василием. О родителях святителя Варлаама мы также располагаем лишь предположительными сведениями. В том же синодике сообщается о том, что ближайшими сродниками святого были инок Александр, очевидно, его отец, скончавшийся в монашеском звании, и Ксения, предположительно мать святителя. Истинное благочестие и крепкая вера в Бога являлись отличительными чертами этой семьи. Прадед святителя Варлаама иеромонах Серапион был в числе первых иноков Троицкого Махрищского монастыря, настоятелем которого в то время был преподобный Стефан (+ 1406 г., память 14/27 июля). Будучи глубоким старцем, Серапион много рассказывал своему правнуку о преподобных Сергии Радонежском и Стефане Махрищском. Рассказы прадеда нашли добрую почву в сердце отрока, зародили в нем любовь к монашеству.
По всей видимости, свою иноческую жизнь Варлаам начал в Махрищской обители. Удалившись от мира, он стал подвизаться в постничестве и молитве, был не стяжателен, смирен, незлобив, все свое упование возлагал на Бога, по слову Пророка: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, на Тя уповах, да не порстыжуся вовек (Пс.24:1).
В Махрищском монастыре произнесены были юным подвижником невозвратимые монашеские обеты, здесь же он был удостоен степени священства. Строгая жизнь Варлаама, любовь его к своей обители, а также большие дарования от Бога стали причиной избрания его игуменом монастыря. Это событие произошло в 1557 году. Обитель насчитывала в то время более шестидесяти человек братии. Сильно пострадав в конце 15 века от пожара, монастырь все еще никак не мог оправиться и терпел большую нужду от недостатка средств. Крепкой верой и мужеством нужно было обладать новому игумену, и он, уповая на Бога и предстательство первого настоятеля монастыря преподобного Стефана, стал ревностно заботиться о благоустроении обители.
В монастырь на богомолье неоднократно приезжал царь Иван Грозный. В 1557 году он пожертвовал Махрищской обители двести рублей на строительство каменной Троицкой церкви. В самом начале строительных работ братия была утешена благодатным знамением: при копании рвов для фундамента будущего храма был обретен гроб преподобного Стефана, первоначальника Махрищского, как только открыли его, все вокруг исполнилось благоухания. Мощи святого подвижника оказались нетленными, сохранился даже кожаный пояс с изображениями двунадесятых праздников. Обо всем случившимся было сообщено митрополиту Московскому Макарию. Святитель благословил оставить мощи преподобного Стефана под спудом, но пояс его взять и вложить в серебряный с позолотой крест. Впоследствии этот крест являл благодатную силу врачевания недугов.
Ревнуя о почитании преподобного Стефана, игумен Варлаам стал с усердием и любовью собирать свидетельства о его жизни и чудесах. В своем монастыре он, по промыслу Божию, отыскал написанное еще прадедом его Серапионом краткое житие святого подвижника. Переписав его, Варлаам дополнил житие свидетельствами об исцелениях, о которых слышал еще ранее от прадеда и очевидцем которых был сам. Собранные сведения игумен Варлаам представил царю Ивану Грозному и митрополиту Макарию. Ознакомившись с ними, святитель Макарий поручил игумену Московского Данилова монастыря Иоасафу составить подробное житие и службу святому Стефану. Иоасаф прибыл в Махрищский монастырь и при деятельном участии игумена Варлаама собрал подробные сведения о жизни святого первоначальника, составил ему службу и написал житие. Святитель Макарий благословил принять службу во всецерковное употребление и установил празднование памяти преподобному Стефану 14 июля.
1558 году строительство Троицкой церкви было завершено. Царь Иван Грозный передал в обитель большую милостыню и прислал церковную утварь, а царица Анастасия пожертвовала облачение на престол, бархатные воздухи и покров. Вслед за Троицким храмом была воздвигнута церковь в честь преподобного Стефана – в виде придела, палатки. Игумен Варлаам также выстроил несколько братских келий и близ монастыря гостиницу для богомольцев.
Имея огромную веру в молитвенное предстательство преп. Стефана, и благоговейно исполняя его заветы, игумен Варлаам дерзновенно прибегал ко гробу преподобного в трудных обстоятельствах. Так, однажды в престольный праздник в обители собралось около двух тысяч богомольцев, большинство из которых, по причине голода, бывшего в то время, составляли нищие и неимущие. Махрищская обитель, бедствовавшая сама, как и весь народ, от голода не могла тогда накормить всех собравшихся богомольцев. Но, не смотря на это, игумен Варлаам, желая сохранить завет преподобного Стефана, питавшего всех приходивших в обитель, распорядился раздать имевшийся в обители хлеб пришедшим. Трапезник монастыря Симеон сказал своему игумену, что если накормить всех, раздав даже по малому хлебу, то на утро следующего дня для насельников ничего не останется. Но ропот трапезника не сломил веру игумена. Совершив Литургию, игумен Варлаам подошел ко гробу преподобного, и стал усердно молиться: «О преподобне отче Стефане! Вем, аще хощеши, можеши молитвами твоими помощи нам, яко да насытится народ малыми сими хлебы, сам бо трудился еси в животе своем сего ради да по заповеди Владыки своего Христа Бога питаеши алчущия, нищия и странныя, сице же и нам заповедал еси, твоим чадом». После этого игумен Варлаам благословил трапезному монаху разложить на столы весь хлеб, который оставался в монастыре. Господь, насытивший в пустыне пять тысяч человек, явил и здесь Свое знамение. Перед началом трапезы игумен сотворил молитву и благословил яства и питие. И не только все, вкусившие дивной трапезы, насытились, но много хлеба еще и осталось. Все, видевшие это чудо, прославили Бога и угодника Его преподобного Стефана, говоря: «Воистину, волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит, и спасет я» (Пс.144:19). Дивным хлебом братия монастыря питалась еще три месяца.




Четыре года ревностно трудился игумен Варлаам в деле устроения своей обители. В 1560 году царь Иван Грозный и митрополит Макарий повелели ему возобновить Троицкий Авнежский монастырь, некогда основанный преподобным Стефаном в Вологодской земле. Игумен Варлаам с усердием занялся благоустройством этой обители, разоренной татарами. Он выстроил там Троицкий и Благовещенский храмы, трапезную и кельи для братии.
Тринадцать лет игумен Варлаам управлял Стефано-Махрищским монастырем. Строгое житие его оказывало большое влияние на иноков. Под мудрым руководством святого настоятеля обитель не только была благоустроена, но и процвела духовно.
Подвижническая жизнь Варлаама в соединении с его большим трудолюбием снискали ему неизменное благоволение Грозного царя. По его повелению игумен Варлаам в 1570 году был хиротонисан во епископа богоспасаемому граду Суздалю. Видя своего святителя, народ радовался и прославлял Бога. Архиерей Божий Варлаам явился великим почитателем преподобной Евфросинии Суздальской (+1250 г., память 25 сентября/8 октября). Он был свидетелем множества чудес, происходивших у гроба святой подвижницы в Ризоположенском монастыре. Промыслом Божиим святитель нашел в книгохранилище Троицкой Махрищской обители древнее житие преподобной Евфросинии, написанное неким монахом Григорием, насельником Всемилостивого Спаса Евфимьева монастыря. Владыка, дополнив житие описанием чудес, подал его царю Ивану Грозному и митрополиту Антонию, занявшему Московскую кафедру после святителя Макария. «Аз же видех многая и преславная Божия чудеса у гроба преподобныя, - писал епископ Варлаам, - понудихся к похвалению и сказанию святыя, аще бо аз умолчу, то самая чудеса та яко же труба вопиет…» Благодаря стараниям святителя Варлаама преподобная Евфросиния Суздальская была причислена к лику святых, и жители града Суздаля обрели еще одну молитвенницу и дивную ходатаицу за себя пред Богом.
Святитель Варлаам преподносит царю Ивану Грозному житие преподобной Евфросинии. Старинная миниатюра.
В 1578 году владыка Варлаам выстроил в городском кремле каменную церковь в честь введения во храм Пресвятой Богородицы. Позднее эта церковь вошла в единый архитектурный комплекс архиерейских палат. В том же году архипастырь присутствовал на Соборе, определившем совершать празднование преподобному Иосифу Волоцкому.
Епископ Варлаам пас стадо Христово по слову Евангелия: Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела (Мф.5:16). Много потрудившись во славу Христа Бога, святой архипастырь в 1583 году сложил с себя бремя управления Суздальской епархией и удалился на покой в Троицкую Махрищскую обитель. Недолго прожил здесь святитель Варлаам. 21 августа 1583 года он мирно преставился. По завещанию честное тело святителя погребли в каменной пристройке, примыкавшей к северо-западной стене Троицкого храма. Сохранилась до сих пор гранитная плита с надписью: «В Бозе зде почивающий преосвященный Варлаам из игуменов сея обители, в 1570г. Посвящен во епископа Суздальской епархии… оставя же престол святительский, в сей обители окончил дни свои в царствование Иоанна Васильевича:
«Святый Варлаам здесь телом почивает,
Но духом в небесах он с Богом обитает.
Благий рабе и верный,
Вниди в радость Господа твоего».
Предание о богоугодной жизни святителя Христова Варлаама на протяжении многих столетий с большим благоговением хранилось в памяти народной. Страдавшие недугами получали у гроба святителя исцеления. В некоторых старинных рукописных святцах епископ Варлаам именовался «святым чудотворцем». Сохранилась даже надпись на одном деревянном окладе, датируемая 1691 годом, раскрытая архимандритом Леонидом (Кавелиным) в его труде: «Надписи Троице-Сергиевой Лавры»: «7199 (1691) году приложен сей крест чудотворцу Варлааму Махрищскому». Из монастырской летописи известно, что из большого почитания святителя Варлаама над его гробницей была поставлена сень от раки преподобного Стефана. Тут же стоял его архипастырский жезл.
В Троицком храме находилась келейная икона святителя Варлаама – список с Тихвинского образа Богоматери, который он привез в Махрищский монастырь, возвратившись с Суздальской кафедры. С пребыванием этой святыни в обители было связано много исцелений и чудес. Так заступничеством Матери Божией, по молитвам перед Ее чудотворным образом, вокруг Махрищского монастыря прекратилось распространение холеры, унесшей массу жизней.
В 1922 году Махрищскую обитель закрыли, монастырские храмы были разрушены.
С возобновлением древнего монастыря, которое произошло в 1993 году, возродилось и почитание святителя Варлаама, епископа Суздальского. Мощи его были обретены в 1998 году, при раскопках на месте бывшего Троицкого собора. Святые останки находились в белокаменном саркофаге XVI века, внутри которого была найдена елейница сирийского стекла и кожаная погребальная обувь.
Интересно отметить, что гробницу владыки Варлаама обрели 9 июля, в день празднования Тихвинской иконы Богоматери, чтимой им при жизни. А раскрыли гробницу в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы, день, близкий святителю по его служению в Суздале, где была прославлена преподобная Евфросиния – Игумения известного Ризоположенского монастыря.
В день памяти преподобного Стефана Махрищского 27 июля 2000 года святитель Божий Варлаам был прославлен в лике местночтимых святых.
В настоящее время мощи святителя Варлаама, епископа Суздальского, открыто почивают в Свято-Троицком Стефано-Махрищском женском монастыре.



Тропарь святителю Варлааму, глас 4:

Яко звезда пресветлая земле Владимирстей, явился еси святителю Варлааме, преподобне отче. Боголепно устроял еси обитель Троицкую, иже на Махре, идеже мощи Стефана чудотворца славно обрел еси. Ныне же останки твоя святыя нам чудесно даруеши, да укрепится всюду вера Православная, многими благодатными и спасительными твоими молитвами.