Онежский Свято-Троицкий Собор

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Вторник, 10.12.2024
10_1.jpg
cob_5_3.jpg
cob_6_1.jpg

Святитель Варлаам, епископ Суздальский и Тарусский

Печать

Дни памяти:21 августа / 3 сентября и 19 ноября / 2 декабря.


Святитель Варлаам родился в начале XVI века в семье землевладельцев. Предположительно, при крещении он был назван Василием. В синодике Стефано-Махрищского монастыря сохранились сведения, что поминовение святителя совершалось в обители в день его кончины и на память трех святителей. На основании того, что монашеское имя нередко в древности начиналось на ту же букву, что и крестильное, можно сделать вывод, что в миру его звали Василием. О родителях святителя Варлаама мы также располагаем лишь предположительными сведениями. В том же синодике сообщается о том, что ближайшими сродниками святого были инок Александр, очевидно, его отец, скончавшийся в монашеском звании, и Ксения, предположительно мать святителя. Истинное благочестие и крепкая вера в Бога являлись отличительными чертами этой семьи. Прадед святителя Варлаама иеромонах Серапион был в числе первых иноков Троицкого Махрищского монастыря, настоятелем которого в то время был преподобный Стефан (+ 1406 г., память 14/27 июля). Будучи глубоким старцем, Серапион много рассказывал своему правнуку о преподобных Сергии Радонежском и Стефане Махрищском. Рассказы прадеда нашли добрую почву в сердце отрока, зародили в нем любовь к монашеству.
По всей видимости, свою иноческую жизнь Варлаам начал в Махрищской обители. Удалившись от мира, он стал подвизаться в постничестве и молитве, был не стяжателен, смирен, незлобив, все свое упование возлагал на Бога, по слову Пророка: К Тебе, Господи, воздвигох душу мою, на Тя уповах, да не порстыжуся вовек (Пс.24:1).
В Махрищском монастыре произнесены были юным подвижником невозвратимые монашеские обеты, здесь же он был удостоен степени священства. Строгая жизнь Варлаама, любовь его к своей обители, а также большие дарования от Бога стали причиной избрания его игуменом монастыря. Это событие произошло в 1557 году. Обитель насчитывала в то время более шестидесяти человек братии. Сильно пострадав в конце 15 века от пожара, монастырь все еще никак не мог оправиться и терпел большую нужду от недостатка средств. Крепкой верой и мужеством нужно было обладать новому игумену, и он, уповая на Бога и предстательство первого настоятеля монастыря преподобного Стефана, стал ревностно заботиться о благоустроении обители.
В монастырь на богомолье неоднократно приезжал царь Иван Грозный. В 1557 году он пожертвовал Махрищской обители двести рублей на строительство каменной Троицкой церкви. В самом начале строительных работ братия была утешена благодатным знамением: при копании рвов для фундамента будущего храма был обретен гроб преподобного Стефана, первоначальника Махрищского, как только открыли его, все вокруг исполнилось благоухания. Мощи святого подвижника оказались нетленными, сохранился даже кожаный пояс с изображениями двунадесятых праздников. Обо всем случившимся было сообщено митрополиту Московскому Макарию. Святитель благословил оставить мощи преподобного Стефана под спудом, но пояс его взять и вложить в серебряный с позолотой крест. Впоследствии этот крест являл благодатную силу врачевания недугов.
Ревнуя о почитании преподобного Стефана, игумен Варлаам стал с усердием и любовью собирать свидетельства о его жизни и чудесах. В своем монастыре он, по промыслу Божию, отыскал написанное еще прадедом его Серапионом краткое житие святого подвижника. Переписав его, Варлаам дополнил житие свидетельствами об исцелениях, о которых слышал еще ранее от прадеда и очевидцем которых был сам. Собранные сведения игумен Варлаам представил царю Ивану Грозному и митрополиту Макарию. Ознакомившись с ними, святитель Макарий поручил игумену Московского Данилова монастыря Иоасафу составить подробное житие и службу святому Стефану. Иоасаф прибыл в Махрищский монастырь и при деятельном участии игумена Варлаама собрал подробные сведения о жизни святого первоначальника, составил ему службу и написал житие. Святитель Макарий благословил принять службу во всецерковное употребление и установил празднование памяти преподобному Стефану 14 июля.
1558 году строительство Троицкой церкви было завершено. Царь Иван Грозный передал в обитель большую милостыню и прислал церковную утварь, а царица Анастасия пожертвовала облачение на престол, бархатные воздухи и покров. Вслед за Троицким храмом была воздвигнута церковь в честь преподобного Стефана – в виде придела, палатки. Игумен Варлаам также выстроил несколько братских келий и близ монастыря гостиницу для богомольцев.
Имея огромную веру в молитвенное предстательство преп. Стефана, и благоговейно исполняя его заветы, игумен Варлаам дерзновенно прибегал ко гробу преподобного в трудных обстоятельствах. Так, однажды в престольный праздник в обители собралось около двух тысяч богомольцев, большинство из которых, по причине голода, бывшего в то время, составляли нищие и неимущие. Махрищская обитель, бедствовавшая сама, как и весь народ, от голода не могла тогда накормить всех собравшихся богомольцев. Но, не смотря на это, игумен Варлаам, желая сохранить завет преподобного Стефана, питавшего всех приходивших в обитель, распорядился раздать имевшийся в обители хлеб пришедшим. Трапезник монастыря Симеон сказал своему игумену, что если накормить всех, раздав даже по малому хлебу, то на утро следующего дня для насельников ничего не останется. Но ропот трапезника не сломил веру игумена. Совершив Литургию, игумен Варлаам подошел ко гробу преподобного, и стал усердно молиться: «О преподобне отче Стефане! Вем, аще хощеши, можеши молитвами твоими помощи нам, яко да насытится народ малыми сими хлебы, сам бо трудился еси в животе своем сего ради да по заповеди Владыки своего Христа Бога питаеши алчущия, нищия и странныя, сице же и нам заповедал еси, твоим чадом». После этого игумен Варлаам благословил трапезному монаху разложить на столы весь хлеб, который оставался в монастыре. Господь, насытивший в пустыне пять тысяч человек, явил и здесь Свое знамение. Перед началом трапезы игумен сотворил молитву и благословил яства и питие. И не только все, вкусившие дивной трапезы, насытились, но много хлеба еще и осталось. Все, видевшие это чудо, прославили Бога и угодника Его преподобного Стефана, говоря: «Воистину, волю боящихся Его сотворит Господь и молитву их услышит, и спасет я» (Пс.144:19). Дивным хлебом братия монастыря питалась еще три месяца.