|
Жизнеописание прп. Зосимы сообщает: «Неизвестно, с каких лет был иноком блаженный старец Зосима, но вероятно, он был призван Господом с малолетства. … Уже будучи схимонахом, он явился (из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры) на указанную ему Господом, благословенную Ульянову пустошь. … Предание из уст боголюбивого старца Симеона гласит, что схимонах Зосима поселился не один, а с другим монахом Ионою, которого и называли впоследствии келейником старца. Оно и правдоподобно, потому что схимонах Зосима был уже не молодой человек; ему требовалась помощь и для постройки часовни, кельи и для хождения в ближайшие села за добыванием хлеба. Неизвестно, сколько лет провел схимонах Зосима в отшельничестве, пока открыл его мир, и народ стал стекаться к нему толпами за наставлениями, но, во всяком случае, слава его возросла не ранее, как за десять лет до смерти (1710-1713 году). Следовательно, он жил в пустыньке, не ведомый никому, немного лет». Здесь мы наблюдаем первое существенное отличие в житии прп. Зосимы от большинства подвижников благочестия: последние уходили из монастырей в пустыню достаточно молодыми, полными сил людьми с целью приобретения в сугубых подвигах духовного опыта, стяжания Благодати Божией, в то время как прп. Зосима покинул Троицу опытным старцем. Об этом в частности свидетельствует то, что «в уединении он пробыл недолго». Казалось бы в Лавре такой подвижник мог принести более ощутимую пользу людям. Действительно, ведь Оптинские старцы не шли в пустыню и в то же время с успехом окормляя в монастыре громадное количество людей. Здесь возникает первый вопрос: «Что заставило прп. Зосиму покинуть Сергиеву обитель?» Читая далее жизнеописание преподобного мы узнаем: «Слава подвигов старца привлекла к нему … даже и лиц Царской фамилии. … Из Царской фамилии, по указаниям одних, чтила старца царевна Елизавета Петровна, впоследствии Императрица Всероссийская, а другие исследователи называют еще сестру Петра Великого, Наталию Алексеевну. … Если Царская Фамилия, знатные люди, вельможи, монахи и множество народа прибегали к его мудрым советам и наставлениям, то, следовательно, он был не только великим подвижником, усердным молитвенником, но и мудрым наставником». И здесь возникает второй вопрос: «Почему на месте где подвизался Святой, стяжавший еще при жизни столь великую славу, не возник монастырь?». То, что мы видим сегодня, было построено только в конце XIX века, непосредственно перед катастрофой Российского государства: «Случайно ли о преподобном вспомнили именно в это время?» – еще один вопрос. А что можно сказать о сегодняшнем возрождении обители? Что бы ответить на эти вопросы надо окунуться в атмосферу того времени, когда жил прп. Зосима. А была это эпоха петровских реформ, которые ныне принято всячески превозносить. Однако внимательное изучение результатов реформ свидетельствует о том, что единственным благим начинанием Петра, было его стремление обеспечить России выход к морям и создание военно-морского флота для обеспечения Российской морской торговли. К сожалению созданный Петром флот этой задачи не решил, а беспрепятственная морская торговля была обеспечена только после Второй мировой войны, а ныне вновь утеряна. Что же касается всех остальных реформ, то они нанесли непоправимый вред духовности и культуре народа и, по мнению многих как светских, так и церковных историков, в конечном итоге привели к революциям 1917 года. Что же это были за реформы? Назовем только те, которые непосредственно относятся к нашей теме. 24 января 1701 г. Петр своим указом упраздняет на Руси Патриаршество, отбирает у церкви ее имущества и возобновляет действие Монастырского Приказа, а впоследствии учреждает Священный синод, обер-прокурором которого назначается светское лицо. Данный указ повлек за собой целый букет негативных последствий: - Упразднение Патриаршества привело к концентрации власти в одних руках. Церковь ставилась в жесткую зависимость от государства и теряла право моральной оценки действий светской власти. - Лишение Церкви ее имуществ повлекло за собой закрытие прекрасных школ существовавших при храмах, монастырях и святительских кафедрах. Сеть таких школ была учреждена специальным указом царя Иоанна Грозного, и к моменту вступления на престол Петра, обеспечила грамотность более половины крестьянского населения России. При этом крестьяне не просто умели читать, писать и считать, а были знакомы с такими шедеврами мировой мысли как «Слово о законе и благодати», творения св. Иоанна Златоуста и т.д. (Уровень в Европе того времени невиданный). В частности одной из таких школ, сокративших как число учащихся, так и качество образования была школа Святителя Димитрия Ростовского, который писал Митрополиту Стефану Яворскому: «Толико беззаконий, толико обид, толико притеснений вопиют на небо и возбуждают гнев и отмщение Божие». Реализация этого указа привела к тому, что во времена царствования Екатерины крестьянство стало почти поголовно неграмотным. Однако на нижнем уровне приходских храмов и монастырей люди продолжают получать духовную поддержку, а участие людей в жизни Церкви помогает сохранять нравственные идеалы народа и правильно оценивать действия властей. Далее следуют еще ряд указов, среди которых указ от 22 февраля 1722 года запрещающий крестные ходы, в указе от 28 марта того же года сказано: «…часовен отныне не ставить, и построенные разбирать, а каменныя употребить на иные потребы тем, кто оныя строил». 31 января 1724 года следует указ, который требует, что бы в монастырях были устроены благотворительные учреждения для увечных и престарелых солдат, в частности Чудов, Вознесенский и Новодевичий были предназначены для больных, Андреевский - для подкинутых младенцев и т.д. И все это при отнятых имуществах. Естественно, что о главной цели монашеской жизни – стяжании Духа Святаго, о молитве за своих ближних и весь мир, о наставлении паломников думать уже не приходилось, тем более что в крупных монастырях и соглядатаев было более чем достаточно. Да и указы Петра, воспринявшего протестантский образ мыслей, привели к тому, что крестьяне стали собственностью аристократии, и совершать паломничества по своему усмотрению уже не могли. Все бы это могло со временем восстановится, но к сожалению Петр I закрепил эти "реформы" посылкой молодых людей из аристократических семей на учебу в протестантские страны, где они вольно или невольно усвоили протестантское миропредставление, в соответствии с которым Господь Бог еще до сотворения мира предизбрал одних людей ко спасению, а других к вечным мукам. При этом признаком предизбранности ко спасению являлось благоденствие уже в этом мире, ради которого не только можно, но должно было эксплуатировать остальной народ. Таким образом в верхних эшелонах государственной власти по сути возник класс протестантов православного обряда, "новых русских" того времени. Только такое мироощущение могло привести к закрепощению крестьянства, которое положило разделение единого народа на две части, лишенные взаимопонимания. В этих условиях разгрома Церкви и покидает Лавру престарелый уже старец Зосима. По этой же причине и отшельничество его было столь непродолжительно. Этот же разгром создает условия для его старческой деятельности в пустыни, в монастырях она уже невозможна. Именно в этих, труднейших для спасения людей условиях и берет на себя тяжелейший обет схимонах Зосима, о котором сообщил насельнику Зосимовой пустыни, отцу Симону Митрополит Филофей: «Сила Зосимы блаженного заключается в том, что он проявил беспредельную христианскую любовь к ближнему. Он дал обет, Господом принятый, сделаться вечным предстателем пред Богом за всякого, хоть раз к нему обратившегося. Пойми силу и величие дарованной Господом старцу Благодати – стать вечным предстателем за ближних. Данный великим старцем Господу пламенный обет, построенный на христианской заповеди о любви к ближним, открыл ему «объятья Отчи» не только при жизни его, но и после смерти, и в эти объятия ему дозволено Господом нести скорби людские не только при жизни страждущих, но и по их смерти». Таким образом, прп. Зосима взял на себя подвиг предстательствовать перед Господом за всех тех, кто, имея веру в силу сложившихся обстоятельств, не имел возможности жить в соответствии с требованиями Православной Веры. Во времена прп. Зосимы этими обстоятельствами явились уничтожение старчества, закрытие монастырей, порабощение крестьянства и т.д. Естественно, что в этих условиях и монастырь на месте подвигов прп. Зосимы воздвигнуть возможности не представилось. Исходя из изложенного выше, становится понятно и всплеск почитания прп. Зосимы и строительство монастыря в канун революции, после которой так же последовал разгром Церкви. Сегодняшние времена еще более лукавые, ибо многие священнослужители придумывают свои правила, нередко нарушая не только Типикон, но и Апостольские Правила и Правила Святых Вселенских Соборов, а при поучениях выдают эти свои измышления за правила Церкви. Что-то ждет нас впереди? Будем же обращаться с нашими бедами к преподобному Зосиме, чьи святые мощи пребывают в Зосимовой пустыни близ станции Арсаки Ярославской ж/д:
|
|