Онежский Свято-Троицкий Собор

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Пятница, 29.03.2024
10_1.jpg
cob_5_3.jpg
cob_6_1.jpg

Священномученик Мелетий, епископ Рязанский

Печать

Заметив несомненные способности молодого проповедника, уже через несколько месяцев его направили на самостоятельную миссионерскую работу — в Кударинскую степную думу. В декабре 1862 года иеродиакон Мелетий был рукоположен во иеромонаха. С принятием благодати священства душа его расширялась, стараясь обнять своей любовью и каждого человека, и все необозримое пространство Сибири. С 1862 по 1867 год отец Мелетий с одним сотрудником и одним послушником обратил и окрестил более 500 человек, в основном, глав семейств, в том числе и шаманов. Даже природные катаклизмы содействовали успеху апостольской проповеди. Сам очевидец событий, происшедших во время землетрясения 1862 года, иеромонах Мелетий ярко описал случай обращения одного из бурят-язычников ко Христу. Единственная дочь этого человека упала во время землетрясения в образовавшуюся в земле трещину. Расселина была так глубока, что не было никакой возможности спасти погибавшую, и она оказалась заживо погребенной в той ужасной могиле. Великое горе несчастного не могли утолить ни сочувствие близких, ни камлание шаманов, ни заклинания лам, у которых отец погибшей искал утешения. Душевный мир он обрел только в недрах Христовой Церкви, вняв открытым сердцем словам Господа: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обременении и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Среди миссионерских трудов он написал сочинение «О переводной церковно-канонической литературе в древней России», за которое в 1865 году был удостоен степени кандидата богословия. Для православных Кударинского стана о. Мелетий построил храм, освященный во имя св. Апостолов Петра и Павла. 1 июня 1867 года он переехал в Тунгуйскую степь, населенную ламаитами и окруженную поселениями раскольников. И здесь для новокрещеного населения им устраивается несколько храмов по р. Хилке: в Ташелане, Тарбагатае, Катаевском, в Узком Лугу, на Кирети. Усердные труды будущего святителя скоро привлекли к нему внимание: он был награжден набедренником, через два года — получил благословение Святейшего Синода за обращение в Православную веру из язычества 200 человек и архипастырскую благодарность преосвященного Парфения за построение храмов. Малое количество миссионеров на бескрайних пространствах Сибири вынуждало Епархиальное начальство непрерывно переводить их с одного места на другое, чтобы охватить словом проповеди как можно больше бурят-язычников. С сентября 1872 года иеромонах Мелетий получил новое назначение: проповедовать среди бурят и тунгусов — на границе Монголии, в Цаган-Усунском стане и Цакире. 22 октября 1872 года он по поручению архиепископа Парфения освятил Ца-кирскую церковь в честь святителя Николая. Но деятельность отца Мелетия здесь не была столь продолжительной, как на прежнем месте. Вскоре произошли события, повлиявшие на его дальнейшую жизнь. В июле 1873 года в Посольском монастыре он приветствовал назначенного на Иркутскую кафедру из Камчатской епархии преосвященного Вениамина, под руководством которого начиналось его миссионерское служение в Сибири. 30 августа 1873 года архиепископ назначил отца Мелетия начальником Иркутского отдела духовной миссии и настоятелем Ниловой пустыни в Саянских горах. Все 12 лет миссионерской службы отец Мелетий терпел в Сибири материальные трудности: местные власти миссии не помогали; жалование миссионерам, выдаваемое из частных пожертвований, не превышало 150 рублей. Но и из этих скудных средств они должны были значительную часть тратить на поездки по делам миссии, причем, учитывая масштабы Сибири, на довольно большие расстояния. С учреждением православного миссионерского братства в Москве жалование миссионеров возросло до 400 рублей, но и эти деньги миссионеры тратили на нужды миссии. В то время, когда отец Мелетий приступил к обязанностям начальника и делал первые шаги на этом поприще по укреплению позиций миссии и расширению сферы ее влияния среди местного населения, он занимался и вопросами церковно-приходских школ на окраинах империи. Миссионер также отправляется в Казань для изучения методов перевода христианских книг на языки малых народов России. Во время пребывания вне миссии он побывал и на родине в Вятской губернии в гостях у матери и брата-иерея в селе Верховойском Нолинского уезда, а также на богомолье в Москве и Киеве. В Казани он прожил до мая 1875 года. В работе по переложению христианского учения на разговорный бурятский язык отцу Мелетию помогал бурят Яков Чистохин, его келейник (впоследствии миссионер Тункинского края). В Казани вышла в свет первая книга на бурятском языке «Поучение к новокрещенным о святой христианской вере», в основу которой архимандрит Мелетий положил проповедь преосвященного Вениамина при крещении балаганских бурят. Возвратившись в Иркутск, отец Мелетий продолжал работу по переводу православных книг на бурятский язык и в следующем году подготовил для издания четыре статьи, которые были напечатаны отдельной книгой — «Учение о святой православной христианской вере в беседах с бурятами». Затем это издание было дополнено переводом священной истории Ветхого и Нового завета, житием святителя Николая. Продолжалось и его сотрудничество с журналом «Иркутские Епархиальные ведомости». Главной же заботой отца Мелетия оставалась миссионерская деятельность. Ей он отдавал все свои силы, все свое время: за 5-летнее управление архимандрита Мелетия в Иркутской миссии было обращено в православную веру 11 695 язычников. Несомненно, что в этом деле были велики его личные заслуги. Успехи Церкви на востоке Российской Империи не остались без внимания: 5 августа 1878 года архимандрит Мелетий был назначен епископом Духовной миссии в пределах Забайкальской области; 5 ноября того же года — во епископа Селенгинского, викария Иркутской епархии, со званием начальника Забайкальской духовной миссии. До 1880 года новый епископ пребывал в Посольском Спасо-Преображенском монастыре, а затем переехал в город Читу, чтобы быть ближе к своим «инородческим» прихожанам. Еще до приезда туда на жительство владыка однажды совершал богослужение в Читинском соборе. В церкви находилась покойница — старушка, простая мещанка. После литургии святитель Мелетий остался для ее отпевания и после него пошел за гробом на кладбище. Простота и доброта преосвященного Мелетия до того поразила читинцев, что они с тех пор полюбили его. В апреле 1880 года епископ Мелетий был представлен к ордену святого благоверного князя Владимира III степени. Символично стало награждение орденом равноапостольного князя, крестившего в свое время Русь и прозванного Красным Солнышком. Внимательный до мелочей, заботящийся и о духовном воспитании пасомых, и о процветании края, любвеобильный святитель стал таким же Солнышком для новообращенных. Особо заботился святитель о благоустройстве их быта, подчеркивая, что от них зависит как упрочение миссии, утверждение их в вере, так и дальнейший успех миссионеров на этих обширных пространствах в борьбе с язычеством и ламаизмом. В 1881 году исполнилось 200 лет Забайкальской духовной миссии, основанной миссионерами-игуменами Феодосием и Макарием. Перед этим, в ознаменование столь важного для жизни края события, преосвященный Мелетий в течение 3-х месяцев, с мая по июль, объехал все Забайкалье: служение в ознаменование юбилея миссии было проведено им во всех храмах. В 1882 году владыка организовал и открыл в Чите церковное Братство св. Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия, что способствовало увеличению числа церковно-приходских школ. За время управления епископом Мелетием Забайкальской миссией было обращено и просвещено святым крещением 3956 язычников-шаманистов и ламаитов. В связи с вызовом владыки Вениамина в Москву для присутствия в Синоде в 1886 году святителю Мелетию было поручено управление церквами Забайкальской области уже на правах епархиального архиерея. А 5 июля 1888 года преосвященный Мелетий был назначен на Якутскую кафедру.