Онежский Свято-Троицкий Собор

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Суббота, 20.04.2024
10_1.jpg
cob_5_3.jpg
cob_6_1.jpg

Паломническая поездка - что это такое?

Печать

Одной из важных сторон жизни русского человека-христианина являлось паломничество к святыням. Как писал еще в XIX в. академик А.Н.Пыпин в своей "Истории русской литературы", "странники по святым местам давно уже получили у нас название паломников, несомненно в связи с западным их именем: palmarii, palmati, palmigeri, как называли потому, что они возвращались из Иерусалима с пальмовыми ветвями". "Паломничать - ходить на поклонение в Иерусалим" (В.Даль).

Однако, из живущих в России немногие могли отправиться в далекую Святую землю. Поэтому на русской почве термин паломник стал означать человека, отправлявшегося для поклонения любой святыне. Это могли быть как церковь в соседнем селе, где прославилась чудотворениями местная икона, так и отдаленный монастырь - центр духовной жизни всего края. Иногда несколько расположенных рядом сел (или приходов в городе) отправляли своего представителя в удаленные порой на тысячи верст Киево-Печерскую лавру или Соловецкий монастырь. Паломничества расширяли кругозор русского человека, зримо приобщали его к сокровищам духовной культуры, знакомили с богатой событиями историей Российского государства и, в конечном счете, способствовали духовному единению и укреплению нравственного потенциала народа.

Предпринятые в советский период попытки объединить народы бывшей Российской империи на основе ложной и безнравственной коммунистической идеи закончились распадом государства. Сегодня, после почти десяти лет "реформ", вылившихся в развал российской экономики и кризис всех сторон жизни общества, постепенно приходит понимание, - увы, не сразу и не ко всем, - что возрождение России - это прежде всего восстановление ее духовно-нравственных основ. Вновь возникла необходимость, восстанавливая "связь времен", увидеть и осознать, наследниками каких великих и славных традиций мы являемся. Вот почему сегодня такое важное значение приобретают паломнические поездки.

Тысячи и тысячи людей отправляются в наши дни во все концы России, порой в самые отдаленные ее уголки, не только чтобы поклонится подвизавшимся там когда-то великим подвижникам христианского благочестия и вознести свои молитвы в святом месте явления чудотворной иконы или цельбоносного источника. Люди едут сюда в надежде понять: в чем истоки нашей сегодняшней трагедии; почему народ, владевший таким духовным богатством, пренебрег им; как жить дальше, как изменить жизнь, чтобы обрести мир в своей душе и в стране? И такие поездки помогают не только найти ответы на эти наболевшие вопросы, но и - шире - приобретают важное значение в укреплении национального самосознания и духовном возрождении народа.

Паломническая служба "Согласие" пытается внести свою посильную лепту в общее дело организации подобного рода поездок. Как же они проходят? Каковы методологические подходы к их проведению? Мы выскажем свои соображения, используя в качестве примера конкретную паломническую поездку - в город Ростов Великий.

Ростов - один из древнейших центров российской государственности, сокровищница духовной и материальной культуры России. Путь из Москвы в Ростов и обратно, укладывающийся в хронологические рамки однодневной поездки, проходит через Переславль-Залесский, сыгравший ключевую роль в становлении Московского государства, и в непосредственной близости от Троице-Сергиевой лавры - одного из духовных центров православного мира. Вот почему поездка по этому маршруту приобретает для паломников особое значение.

Время, проведенное в автобусе, необходимо для подготовки к встрече со святыней. Поэтому уже в самом начале пути делается "посыл" на конечную цель - г. Ростов. Необходимо кратко рассказать и об истории тех мест, которые мы проезжаем по пути.

Уже в XV веке эта дорога стала местом массового паломничества. Люди шли поклониться духовному вождю, "игумену земли Русской", преп. Сергию Радонежскому. В числе тысяч и тысяч паломников отправлялись по Троицко-Переславской дороге и русские государи. Они останавливались в путевых дворцах. Сегодня сооруженные при них храмы и названия местностей (села Алексеевское, Тайнинское, Воздвиженское) постоянно напоминают, что мы являемся продолжателями старой благочестивой традиции.

Рассказ о преп. Сергии Радонежском (мы проезжаем видимый с дороги Радонеж и не видимую, но волнующую своей близостью Сергиеву лавру), родиной которого является Ростов Великий, необходимо вести в широком историческом контексте.

XIV век - это возвышение Москвы и начало собирания вокруг нее русских земель, - процесс, в котором особую роль сыграли монастыри. Задача экскурсовода на этом отрезке пути - кратко, но ярко и убедительно, избегая лекционности (что является грубой ошибкой, увы, многих), раскрыть роль преп. Сергия в созидательных процессах объединения русских земель вокруг Москвы и значение этого великого подвижника для русской духовной культуры.

Въехав на территорию Ярославской области, нужно подготовить паломников к встрече с лежащим на пути г. Переславлем-Залесским, при этом не забывая о конечной цели путешествия - Ростове Великом. Способов здесь предостаточно, ведь Переславль тысячами "духовных нитей" связан с Ростовом.

Спасо-Преображенский собор Переславля-Залесского, выстроенный Ростово-Суздальским князем Юрием Долгоруким, является древнейшим сохранившимся храмом Северо-Восточной Руси. В этом храме молились свв. Андрей Боголюбский и Дмитрий Донской, здесь венчался св. Александр Невский, в своей мудрой политике неизменно опиравшийся на ростовских князей. Здесь же совершалась хиротония преп. Сергия Радонежского, сподвижник которого, преп. Дмитрий Прилуцкий, стал основателем Переславского Никольского монастыря.

Вне всяких сомнений преп. Сергий хорошо знал ростовского епископа Иакова - основателя монашеской обители, которая получила его имя и к XIX веку снискала себе славу "лавры Ростовской епархии".

Оставшийся путь посвящен истории Ростовской земли и ее духовного центра - Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря. Именно в эту великую и славную обитель мы и направляемся при въезде в город. Здесь уместно рассказать паломникам о роли монастырей в становлении как государства, так и национальной культуры.

Нет такой сферы деятельности, на развитие которой монастырь не оказал бы прямого и сильного влияния. Письменность и литература, причем не только богословская или богослужебная, но делового, исторического, поэтического жанров; образование; монументальное искусство (архитектура, живопись, скульптура) и малые формы (книжное, орнаментальное, декоративно-прикладное); вообще высшие уровни развития ремесел - все это на раннем этапе средневековья концентрировалось почти исключительно внутри и вне монастыря.

Знания, накопленные предшествующей цивилизацией, как и первые ростки наук нового времени (естественных и точных), часто защищались толстыми стенами монастырей. Наиболее сложные, совершенные технологии, в том числе и агрокультурные; рациональные системы ведения хозяйства; зачатки современных финансовых, банковских, торговых операций; зародыши мануфактурных производств - все это обнаруживается в монастыре, достигая порой высокой степени разработанности.

Если для Киевского государства монастырь являлся одним из ряда важных элементов общественной и государственной структуры, то в развитии Московской земли его место просто исключительно. Именно монастыри стали теми очагами, где созидалась духовная культура, ставшая основой, стержнем будущей великой державы.

Вместе с тем, каждый строящийся монастырь осмысливался еще и как своеобразная "проекция" Небесного Града, Горнего Иерусалима на землю. Насельники монастыря воспринимали при построении "ангельский образ". Монашеская обитель являлась моделью идеального мироустройства, идеального общежития. Со временем она превращалась в центр духовно-нравственного окормления живущей поблизости, а иногда и всероссийской паствы.

Монастырь - место, где ощутимо дыхание вечности, где отходят на второй план наши земные, суетные заботы. Здесь, молитвенно предстоя великим святым земли русской, мы имеем возможность испросить у Господа помощи в нашем духовном выздоровлении и благих начинаниях на пользу ближним...

Поклонившись свят. Иакову (его мощи под спудом), преп. Авраамию и свят. Димитрию Ростовским (их мощи почивают открыто), мы знакомимся с самим монастырем и его современной жизнью. А затем, испив целебной воды из источника свят. Иакова (в центре монастыря), отправляемся в Ростовский кремль. Здесь паломники имеют возможность ознакомиться с различными музейными экспозициями в соответствии с личными предпочтениями.

Большую роль в истории русской духовной и материальной культуры сыграл Богоявленский Авраамиев монастырь, также как и Спасо-Ярославский, живописно расположенный на берегу озера Неро. Посещение этого монастыря входит в обязательную программу пребывания в Ростове. Отсюда мы отправляемся домой. Помня о том, что паломническая поездка - это всегда работа души, обратный путь мы также стремимся провести с пользой. Это ответы на вопросы, информация о предполагаемых поездках, а также чтение акафистов, слушание духовной музыки, и многое другое.

Общение с паломниками убеждает в одном: для всех эти паломничества становятся важным благотворным фактором в жизни. Многие свидетельствуют о том, что такие поездки стали для них неким рубежом, переступив который, они лучше стали понимать себя, своих близких, а христианские таинства воспринимать как неотъемлемую часть своей жизни. Они усвоили себе благодатное чувство сопричастности истории Русской Православной Церкви и Российского государства, ощутили себя звеньями великой цепи, связывающей прошлое и будущее русского народа. И в этом великое значение паломничества.

Похожие материалы: >>


Современное паломничество
Виртуальное паломничество
Паломничество и туризм
Традиция паломничества на Руси
Православное паломничество
Центры православного паломничества